Специальное машиностроение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Другие журналы

электронный журнал

МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Издатель Академия инженерных наук им. А.М. Прохорова. Эл No. ФС77-51038. ISSN 2307-0609

Динамика и управление полетом ракет и космических апаратов

Исследование влияния космического разгонного блока на аэродинамические характеристики сверхзвукового самолета-носителя
# 06, июнь 2015
УДК: 533.695.9
Кудашкина Е. А., Ерохин П. В.
В статье рассматривается авиационно-космический комплекс «Скиф», где в качестве носителя для разгонного блока выступает сверхзвуковой самолет ТУ-22М3. Цель работы заключается в оценке влияния интерференционных характеристик на состояние самолета-носителя с разгонным блоком. Представлены результаты численного моделирования разгонного блока, предназначенного для запуска легких (массой до 300 кг) низкоорбитальных искусственных спутников Земли. Расчеты проводились для высоты H=6 км с числом Маха М=0,8. Были получены результаты аэродинамических коэффициентов (Суа, Сха, mz, K) в зависимости от угла атаки (α = 0°;2°;4°;6°;8°;10°).
Обзор технологий, использующих надувные тормозные устройства, для выполнения посадки спускаемого аппарата
# 06, июнь 2015
УДК: 629.785
Неклюдова Е. С.
Данная статья посвящена технологии применения надувных конструкций для выполнения посадки спускаемого аппарата (СА) на поверхность планеты. В условиях минимизации массы и размеров СА, когда нет возможности использовать двигательные установки и парашютные системы, данные конструкции используются для понижения скорости движения при выполнении посадки СА в атмосфере планеты. В статье рассмотрены возможные области применения надувных тормозных устройств (НТУ) для решения различных задач. Проведен анализ движения СА с НТУ на заключительном этапе спуска с учётом влияния ветра.
Исследование движения корректируемого боеприпаса при воздействии переменной ветровой нагрузки
# 04, апрель 2015
УДК: 623.466.33
Швыркина О. С.
В статье проанализировано воздействие ветровой нагрузки на корректируемые летательные аппараты. На примере самонаводящейся мины рассмотрено изменение поведения ее параметров при наличии ветра, получены допустимые значения ветра, при которых возможно попадание в цель, а также построена поверхность рассеивания точек положения мины в момент отброса обтекателя.
Программное обеспечение для трёхмерного моделирования экспериментов на баллистической трассе
# 04, апрель 2015
УДК: 531.552
Емельянова Н. С.
Предметом статьи является разработка программного обеспечения, основная задача которого – моделирование пространственного пассивного полёта неуправляемого снаряда (как абсолютно твёрдого тела). Рассматриваемый комплекс также выполняет задачи исследования траекторий полёта летальных аппаратов под действием случайных отклонений и систематических возмущений, иоперативного расчёта основных параметров ствольной нарезной системы. В качестве иллюстрации соответствия результатов моделирования в программном комплексе реальной физической картине, в работе рассмотрены два эксперимента: полёт вращающегося снаряда в водной среде и полёт пули без продольного вращения в атмосфере.
Перевод космического аппарата с траектории межпланетного перелета на орбиту планеты с использованием торможения в атмосфере
# 04, апрель 2015
УДК: 629.785
Хлопов Н. И.
Статья посвящена переводу космического аппарата (КА) с подлетной траектории на орбиту спутника планеты с использованием атмосферы планеты для погашения части скорости КА в процессе его перевода на круговую орбиту планеты. В данной работе была сформирована математическая модель движения КА на участке его перехода с гиперболической подлетной орбиты на орбиту спутника планеты с использованием торможения в атмосфере. В статье проводится анализ параметров движения космического аппарата на этапе его перевода на орбиту спутника, в частности проводится анализ экономии топлива при переходе с использованием атмосферного торможения.
Коррекция траектории полета космического аппарата к астероиду Апофис
# 04, апрель 2015
УДК: 629.78
Чжао Ц.
Проектирование траектории полета космического аппарата (КА) к астероиду требует исследования характеристик коррекционных маневров с целью выявления параметров технических средств коррекции и запасов топлива на коррекцию. В работе исследуются две номинальные орбиты движения КА от Земли к астероиду Апофис, соответствующие экспедиции к астероиду с последующим возвращением к Земле и отличающиеся продолжительностью экспедиции и временем полета до астероида (122 сут. и 335 сут.). Исследуются характеристики корректирующих одноимпульсных маневров, изменяющих положение КА в окрестности Апофиса. Выполнен анализ влияния вариаций начальных данных и дана оценка множества возможных орбит КА за счет ошибок выведения. На основе этого в линейном приближении получено множество корректируемых параметров, связанных с картиной плоскостью, на момент встречи КА с астероидом. Произведен  расчет корректирующих импульсов скорости для нескольких моментов коррекции вдоль траектории КА. Рассмотрена трехпараметрическая коррекция - двух координат в картинной плоскости и времени полета. При этом использовано программное обеспечение системы Matlab.
Анализ движения спускаемого аппарата в атмосфере в момент касания с поверхностью планеты
# 04, апрель 2015
УДК: 629.785
Масленникова О. А.
Статья посвящена движению спускаемого аппарата (СА) на заключительном этапе его движения в атмосфере. Значительные перегрузки, возникающие при движении спускаемого аппарата у поверхности планеты, делают этот этап движения особенно интересным и необходимым для математического моделирования. В данной работе была сформирована математическая модель движения СА на заключительном этапе движения у поверхности планеты с учётом силового взаимодействия СА с поверхностью. В статье приводится результат расчета возникающих перегрузок при взаимодействии с поверхностью и результаты 3-х мерного моделирования посадки.
Оценка точности определения параметров движения астероида Апофис по измерениям комплекса «Небосвод»
# 04, апрель 2015
УДК: 629.78
Гуо П.
Разрабатываемый в России космический комплекс «Небосвод» предназначен для обнаружения опасных небесных тел с целью своевременного предупреждения о возможной астероидно-кометной угрозе. Разработаны алгоритмы для определения орбиты Апофиса по результатам оптических измерений с одного КА или с двух КА комплекса «Небосвод» на основе метода Гаусса и метода наименьших квадратов. Разработаны алгоритмы оценки точности определения элементов орбиты, в частности, перигейного расстояния орбиты Апофиса. Предполагается, что есть случайные и систематические ошибки измерений. Учитывается также неточечный характер наблюдаемого астероида. Рассмотрено несколько участков движения Апофиса – от далекого до близких к сближению с Землей, когда расстояния от Земли до Апофиса около 100 - 3,5 млн. км, в 2028-2029 гг. Выполнено моделирование процесса измерений и определения орбиты Апофиса, получены оценки точности навигации.
Решение задач оптимального выведения летательного аппарата в плоскопараллельном гравитационном поле с учетом ограничений на время полета
# 04, апрель 2015
УДК: 517.977.52
Кирилюк Е. В.
В работе рассматривается методика нахождения оптимальной программы выведения летательного аппарата на заданную высоту для проведения начальных проектно-баллистических расчетов. В качестве критерия оптимальности используется функционал, представляющий собой компромисс между выводимой массой и временем выведения. Предложенный подход позволяет произвести качественную оценку влияния фактора оперативности выполнения задачи выведения на максимальное значение выводимой массы и установить реализуемый диапазон времени выведения. Используемое в работе нормирование массово-энергетических характеристик позволяет распространить результаты на семейство ракет-носителей.
Особенности применения алгоритма с прогнозирующей моделью при адаптивном оптимальном управлении
# 03, март 2015
УДК: 623.466.55
Платунова А. В.
В статье описан алгоритм оптимального управления с прогнозирующей моделью по критерию минимизации функционала обобщенной работы и особенности его применения. Затронуты связанные с ним проблемы и возможные пути их решения. Приведен иллюстрирующий тематику работы пример и получены графики моделирования выбранной в примере математической модели.
Проектирование малого многоразового космического аппарата для обеспечения транспортного сообщения с космической станцией
# 12, декабрь 2014
УДК: 62
Тюрин А. П.
В данном докладе рассмотрена проблема создания многоразовой космической системы для обеспечения непрерывной транспортировки грузов и экипажа на космическую станцию, а также выполнения ряда работ в автономном режиме полета. Описаны различные узлы многоразового космического аппарата, а также его аэродинамическая схема, циклограмма работы, возможности применения системы в некоторых космических программах, а также экономическая составляющая проекта, определяющая целесообразность разработки подобных систем.
Программное обеспечение экспериментальных исследований на баллистической трассе
# 06, июнь 2014
УДК: 531.552
Емельянова Н. С.
Предметом данной статьи является разработка программного комплекса, используемого для обработки результатов экспериментальных исследований на баллистических трассах. Предлагаемый пакет выполняет задачи цифрового моделирования неуправляемого пассивного полёта устойчивого летательного аппарата и статистической обработки результатов стрельб. Кроме описания данного программного комплекса в статье приводятся краткие сведения о баллистических трассах. Важным аспектом работы являются результаты цифрового моделирования, демонстрирующие некоторые основополагающие зависимости, а также данные соответствия результатов расчёта реальному эксперименту.
Методика определения требуемых параметров системы стабилизации оперативно-тактической ракеты на начальной стадии проектирования
# 06, июнь 2014
УДК: 623.466.55
Платунова А. В.
В статье описана методика определения параметров системы стабилизации оперативно-тактической ракеты,  основанная на использовании текущего   вектора состояния ракеты на ее траектории движения. Разработан алгоритм получения закона управления по опорным величинам, нахождения требуемых управляющих сил летательного аппарата и его требуемых углов отклонения аэродинамических рулей, установления передаточных функций системы стабилизации.
Решение краевых задач при исследовании динамики движения летательного аппарата в вертикальной плоскости
# 03, март 2014
УДК: 519.624.1
Кирилюк Е. В.
В работе рассматриваются алгоритмы решения одномерных и многомерных краевых задач на примере задачи движения управляемого летательного аппарата в вертикальной плоскости. Описываются особенности применения численных методов в зависимости от специфики рассматриваемой задачи на примере использования итерационного метода Ньютона, а также рассматриваются варианты его модификации и оптимизации.
Расчёт движения спускаемого аппарата в атмосфере Марса до момента ввода парашютной системы
# 05, май 2014
УДК: 629.78
Топорков А. Г.
В статье анализируется пространственное движение спускаемого аппарата. Спускаемые аппараты, предназначенные для спуска в атмосфере Марса подвержены параметрическому резонансу. Рассмотрено влияние формы  и положение центра масс спускаемого аппарата на возможность появления резонанса. Сформулирована математическая модель пространственного движения  спускаемого аппарата в атмосфере планеты с учётом влияния асимметрий. Разработан программно-алгоритмический  комплекс решения уравнений, описывающих этот процесс. На примере исследования углового движения спускаемого аппарата в атмосфере Марса показано, что основным фактором, вызывающим изменение параметров углового движения спускаемого аппарата, является асимметрия внешней формы.
Математическое моделирование обтекания спускаемого аппарата в дозвуковом и транзвуковом потоках с использованием свободного программного обеспечения
# 05, май 2014
УДК: 33.6.011
Назарова Д. К.
Работа посвящена исследованию аэродинамических характеристик возвращаемого аппарата сегментально-конической формы. Рассматриваются различные этапы спуска аппарата на поверхность Земли, в соответствии с этим  проводится моделирование обтекания. Расчет проводился с использованием открытой интегрируемой платформы для численного моделирования задач механики сплошных сред – OpenFoam.В качестве тестовой задачи решалась задача обтекания цилиндра. Результаты удовлетворительно согласуются с экспериментальными данными. На основе тестовой задачи были проведены дальнейшие расчеты, получены структуры обтекания и значения аэродинамических коэффициентов.
Методики нахождения коэффициента лобового сопротивления при проведении экспериментальных исследований на баллистической трассе
# 01, январь 2014
Илюхин С. Н.
Предметом статьи является обзор существующих методик определения коэффициента лобового сопротивления при стрельбе на баллистической трассе. Подробно описывается эмпирический метод «живых» сил. Кроме того предлагается новый метод, условно названный «апостериорным». В работе проводится математический анализ возможности использования этого метода и предлагается алгоритм его реализации. Совместно с этим анализируются возможные проблемы в использовании предложенного метода и намечаются пути его оптимизации.
GPS-навигация
# 12, декабрь 2013
УДК: 528.851
Шередеко А. Э.
В статье раскрывается вопрос о назначении и составе Глобальной Навигационной Системы. Рассматриваются орбиты спутников, их наклонение, период обращения, взаимное расположение и движение спутников по ним. Сообщается о методах создания и передачи сигналов, способах повышения точности излучаемого сигнала, о разных видах несущих частот для передачи данных на приёмные станции, о различиях между этими частотами и их использовании их в гражданских и военных целях. Коротко сообщается о трёх основных сегментах Глобальной Навигационной Системы. Особое внимание уделяется различным типам GPS-спутников, а именно: блок I, блок II, блок IIА, блок IIR и блок IIF. В заключение упоминается о перспективах развития системы, создании нового поколения спутников ­– блок III, новом сигнале этих спутников и  повышенной точности этого сигнала.
Китайский космический аппарат «ШЭНЬЧЖОУ»
# 11, ноябрь 2013
УДК: 160400
Цун Я.
   Китай в последние 20 лет постепенно на плановой основе расширял космическую деятельность. Именно государственная поддержка позволила китайским учеными и инженерам успешно справиться с комплексом ключевых технологических проблем в этой области и в короткое время существенно повысить технический уровенькосмических систем, создать аппаратно-программные средства прикладного уровня . Китай стал третьим после России и США государством, выведшим на орбиту космонавта исключительно собственными силами.Для запуска спутников Китай использует ракеты-носители серии "Великий поход" собственной разработки. Серия включает 12 типов ракет, способных выводить спутники на околоземную, геостационарную и околосолнечную орбиты.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АМОРТИЗАТОРОВ КОСМИЧЕСКИХ ПОСАДОЧНЫХ АППАРАТОВ НА ЛУНУ
# 11, ноябрь 2013
УДК: 621.382
Чэнь Д.
В данной работе введены определения амортизаторов для мягкой посадки на поверхность Луны. Исследование особенностей амортизаторов является важной частью расчёта динамики мягкой посадки спускаемого аппарата на Луну. Система амортизации посадочных аппаратов состоит из: амортизатор с наддувом воздуха, амортизатор с опорами и малый двигатель. Рассмотрены конструкции и функции масляно-пневматических амортизаторов, телескопических энергопоглотителей, пружинно-механических энергопоглотителей и магнитореологических амортизаторов. В работе дано общее сравнение свойств разных модельных амортизаторов для лунных посадочных аппаратов. 
 
ПОИСК
 
elibrary crossref neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (499) 263-61-98
© 2003-2019 «Молодежный научно-технический вестник» Тел.: +7 (499) 263-61-98