Другие журналы
|
научное издание МГТУ им. Н.Э. БауманаНАУКА и ОБРАЗОВАНИЕИздатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211. ISSN 1994-0408![]()
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС "НАУКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. SEE-2016"
Подразделы:
Работы публикуются по решению программного комитета
Инженерное образование – это область, к которой увеличивается интерес во всем мире. Возможности публикации статей на эту тему ограничены очень малым числом журналов, большей частью англоязычных. При этом все увеличивается число национальных и международных конференций, посвященных инженерному образованию. В России в 23-25 июня 2016 г. состоялась вторая международная научно-методическая конференция на тему «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности». Отметим, что первая конференция имела схожее название, была организована по инициативе МГТУ им. Н.Э. Баумана (как и вторая), прошла в 2008 году и была своего рода успешной, так как собрала более 300 участников из стран бывшего СССР. Вторая конференция собрала более 900 участников. География участников также расширилась, в ней приняли участие ученые из 12 стран мира, в том числе из Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Канады, Японии, Китая и района Гонконга, Шри-Ланки, Кубы, Белоруссии, Молдовы, России. Вторая международная научно-методическая конференция «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности» работала по семи секциям (ниже дается краткая характеристика работы каждой секции): 1. Наука и инженерное образование 2. Системы стандартов, УМО, аккредитации 3. Рейтинги и качество инженерного образования 4. Автоматизация управления деятельностью вуза 5. Информационные технологии в образовании 6. Обмен опытом инженерного образования 7. Программы ранней инженерной профориентации школьников в системе «школа-вуз-предприятие» Исторически Россия занимает значимое, заметное место, как производитель высококвалифицированных и талантливых инженеров, при этом мировая научная общественность мало знает о подходах, преимуществах и стратегиях подготовки инженеров в России. Объясняется это тем, что большая часть научных работ публикуется только на русском языке, и соответственно, остается недоступной для исследователей и практиков во всем мире. Задачей второй международной научно-методической конференции «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности» стало собрать на одной площадке (на базе всеми признанного вуза – Бауманского) сообщество единомышленников в области инженерного образования, которые могли бы объединить свои усилия в деле распространения положительного российского опыта. Следует заметить, что конференция прошла в рамках более масштабного мероприятия, названного «Международный конгресс «Наука и Инженерного Образование 2016», который объединил, помимо конференции еще и такие важные мероприятия, как пять отраслевых треков: «Авиация и космос», «Машиностроение», «Нанотехнологии», «Информационные технологии», «Энергетика и недропользование», с участием представителей вузов и ведущих промышленных предприятий России, выставку уникальных проектов взаимодействия ВУЗ-предприятие, были проведены: молодежная игра «СПЕЦИАЛИСТ БУДУЩЕГО»,заседание круглого стола «Развитие ресурсных инноваций - путь к увеличению числа высокотехнологичных производственных предприятий в России», организованного Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Российской Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Участники приехали из 36 городов Российской Федерации: Белгород, Верхняя Тура, Владивосток, Волгоград, Дзержинск, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Калуга, Кемерово, Краснозаводск, Красноярск, Курск, Московская область, Москва, Набережные Челны, Новосибирск, Пермь, Прокопьевск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Северск, Соликамск, Сочи, Ставрополь, Тверь, Тольяти, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Урай, Чебоксары, Челябинск. В конференции и других мероприятиях конгресса приняли участие представители 53-х вузов. Некоторые вуза выступили в качестве соорганизаторов конгресса, направив для участия большие делегации. Отметим вузы: МИФИ, ИТМО, РГРТУ (Рязань). Актуальность прошедшего мероприятия подтверждает и то, что во время церемонии открытия конгресса участников приветствовали космонавты с борта международной космической станции: командир МКС Алексей Овчинин и летчик-космонавт Олег Скрипочка. Вот что услышали, в частности, «Уверен, вы все в этом зале – те, кто обучает молодежь инженерным профессиям, представители промышленных компаний, те, кто определяет государственную политику и те, кто избрал для себя инженерную профессию – люди творческие, талантливые, инициативные, нацеленные на поиск новых решений в науке, образовании, технологиях». Успех прошедшего конгресса иллюстрируют и отзывы участников, которые подтверждают свою готовность участвовать в следующем году в этом мероприятии. А само это мероприятие можно рассматривать, как возможность начать разговор об инженерном образовании с широкой мировой общественностью. Секция 1 НАУКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕРуководитель секции: Цветков Юрий Борисович, д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, e-mail: tsvetkov@bmstu.ru Секция работала с 14:00 до 19:00 в первый день конференции и с 10:00 до 18:00 во второй день. При этом запланированный регламент предоставления выступающим по 15 минут был вынужденно сжат в связи с большим числом записавшихся докладчиков (51 доклад!). Самая многодокладная! Доклады охватывали большой спектр вопросов подготовки инженеров, причем, научная составляющая докладов подтверждалась тем, что презентовавшиеся исследования выполнялись, как правило, в рамках грантов. В качестве такого примера научного доклада можно привести выступление ученых из РГРТУ (Рязань) Бабаяна П.В. и Фельдмана А.Б. на тему «Исследования ведущей научной школы РФ по направлению "Методы и алгоритмы обработки и анализа изображений в бортовых системах технического зрения". На секции обсуждались вопросы моделирования систем управления образовательным процессом, интеграции науки, образования и бизнеса, важности гуманитарной составляющей в формировании метакомпетенций инженера и др. Ряд докладов касался технологий виртуализации, используемых в учебном процессе. Необходимо отметить, что докладчиками были как представители вузов, так и представители промышленности. Секция 2 СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ, УМО, АККРЕДИТАЦИИРуководитель секции: Коршунов Сергей Валерьевич, к.т.н., проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана, email:korshunov@bmstu.ru Несмотря на меньшее по сравнению с секцией 1 число докладов (их было 15), градус тематики обсуждений был высок. Два доклада ректора университета из Шри-Ланки (г. Коломбо), которые были посвящены вопросам аккредитации и повышения качества инженерного образования, вызвали большой интерес у участников. Отечественные доклады касались вопросов разработки новых программ подготовки бакалавров и магистров, сравнения образовательных стандартов и систем, обсуждались современные требования к компетенциям инженера. Секция 3. РЕЙТИНГИ И КАЧЕСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯРуководитель секции: Иванов Михаил Витальевич, доцент, зам. зав. кафедрой «Промышленная безопасность и экология» по международной деятельности МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail:mivanov@bmstu.ru В этой секции выступили с докладами 21 участника. Профессор Динг, проректор Политехнического университета Гонгконга, Китай рассказал о результатах исследования ключевых факторов, влияющих на качество организации учебной среды на факультете гражданского строительства. Несколько докладов преподавателей иностранного языка позволили по-новому взглянуть на важность формирования у современного инженера коммуникативных компетенций. Основная же часть докладов касалась тем, заявленных в названии секции. Секция 4. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗАРуководитель секции: Балдин Александр Викторович, д.т.н., профессор кафедры "Системы обработки информации и управления", директор НОЦ «Электронный университет» МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail: bal@bmstu.ru Все заявленные доклады представляли собой углубленные исследовательские задачи, решающие вопросы автоматизации управления деятельностью вуза. К ним относились вопросы разработки концепции и технологии создания репозитария учебных материалов (Виноградова М.С., МГТУ им. Н.Э. Баумана), разработки концепции автоматизации процессного подхода в системе менеджмента качества образовательного учреждения (Коваленко В.В. , Коваленко В.В., Левина Т.А., РГРТУ, Рязань), поднимались вопросы создания системы управления интеллектуальной собственностью (Городилова Ю.Л., МГТУ им. Н.Э. Баумана) и другие научные проблемы. Представители вузов СПбГУТ, МАМИ, др. выступали с докладами о системах управления университетом. Секция 5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИРуководитель секции: Пролетарский Андрей Викторович, д.т.н., профессор, декан факультета «Информатика и системы управления», зав. каф. "Компьютерные системы и сети" МГТУ им. Н. Э. Баумана На секции были сделаны 42 презентации. Представитель консалтинговой фирмы, бизнес-партнера IBM из Германии, Генрих Кислих поделился планами организации совместных исследований в области больших ЭВМ. Доклады касались использования виртуальных симуляторов, удаленных лабораторных стендов, междисциплинарного подхода в проектной подготовке инженеров, интегрированных программных учебных сред и многих других вопросов. Интересно отметить, что несколько докладов были посвящены новым подходам к исследованию влияния интерфейсов программных продуктов на качество образования. Секция 6 ОБМЕН ОПЫТОМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯРуководитель секции: Дайнекин Юрий Викторович , к.т.н., начальник учебно-методического управления Томского политехнического университета Самая многочисленная секция (54 доклада!) работала, как и секция 1 – «от звонка до звонка». Доклады этой секции охватывали вопросы зарубежного и отечественного опыта реализации виртуальных практикумов и лабораторных работ, интерактивных форм обучения, стажировок в инженерной подготовке; организации летних школ разных направлений: школа инженерного бизнеса КЛИППЕР (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и международной (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина); интеграция образования, науки и производства как основы эффективной системы целевой подготовки кадров для наукоемких предприятий; проектно- и практико-ориентированного подхода в обучении инженеров. В рамках этой секции выделилась многочисленная сессия, которую провели отдельно в Головном учебно-исследовательском и методическом центре обучения студентов с ограниченным слухом в инклюзивной образовательной среде вуза. Секция 7 ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ “ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ”
Руководитель секции: Цибизова Татьяна Юрьевна, д.п.н., проф. кафедры системы автоматического управления, начальник управления образовательных технологий МГТУ им. Н. Э. Баумана Секция 7 собрала единомышленников, считающих, что готовить инженеров надо « с пеленок». Именно поэтому в секции приняли участие преподаватели из школ, учителя физики, информатики, математики. Обсуждались варианты реализации программ ранней профессионализации, системы довузовской подготовки в вузах, возможности традиционных мероприятий, таких как олимпиады, и новых – таких как игра «Агенты Будущего» (Томский политехнический университет), организация инженерно-конструкторской школы (Селюкова Ю.Е., НП "Лифт в будущее" БФ АФК "Система") и школьный инженерно-исследовательский проект в области биотехнологии (Мальцевская Н.В., МГМУ "МАМИ" (МГУИЭ), гимназия №491, Москва) и многие другие вопросы.
Смирнова Е.В., уч. секр. конгресса, к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|